МБДОУ № 37 «Золотая рыбка»
 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №37 "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"

Страничка музруководителя

 

 

Музыкальное развитие

Цели:  развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку   через  решение  следующих  задач:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству;

- развитие музыкальности детей;

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку;

- приобщение к музыкальному искусству.

 

  Задачи образовательной деятельности музыка

Младшая группа

v  Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку;

v  Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;

v  Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Средняя группа

v  воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;

v  развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;

v  развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.

v  развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки;

v  способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах;

v  способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;

v  стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Старшая группа

v  Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки;

v  Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.

v  Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.

v  Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

v  Развивать певческие умения;

v  Стимулировать освоение умений игрового музицирования;

v  Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок;

v  Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

           Направления образовательной работы:

1)      Слушание.

2)      Пение.

3)      Музыкально-ритмические движения.

4)      Игра на детских музыкальных инструментах.

5)      Развитие детского творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального).

Методы музыкального развития:

1)      Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений.

2)      Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах.

3)      Словесно-слуховой: пение.

4)      Слуховой: слушание музыки.

5)      Игровой: музыкальные игры.

6)      Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.

Содержание работы: «Слушание»:

Ø  ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

Ø  развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

Ø  развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

Ø  развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Содержание работы: «Пение»

Ø  формирование у детей певческих умений и навыков;

Ø  обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

Ø  развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

Ø  развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Содержание раздела «Музыкально-ритмические движения»

Ø  развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

Ø  обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

Ø  обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

Ø  развитие художественно-творческих способностей.

Содержание работы: «Игра на детских музыкальных инструментах»

Ø  совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

Ø  становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

Ø  развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

Ø  знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

Ø  развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Содержание работы: «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное; импровизация на детских музыкальных инструментах 

Ø  развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

Ø  способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

Ø  развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

 

 

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ  Раздел «СЛУШАНИЕ»

 

 

Формы работы          Младший дошкольный возраст

Задачи

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Младший дошкольный возраст

-ознакомление с музы-кальными произведе-ниями;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-формирование музы-кального вкуса

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

-Использование музы-ки:

-на утренней гимнас-тике;

- на музыкальных заня-тиях;

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях

-Занятия

-Праздники, развлечения

-Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятель-ность

- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах;

- Рассматривание портретов композиторов

-Создание условий для самостоятельной музы-кальной деятельности в группе: подбор музыкаль-ных инструментов;

-Игры в «праздники», «концерт»

-Консультации для родителей

-Совместные праздники, развле-чения

Театрализованная деятельность

-Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкаль-ной среды в семье

-Посещения детских музыка-льных театров

 

Старший дошкольный возраст

-ознакомление с музы-кальными произведе-ниями;

-развитие музыкальных способностей;

-развитие способности различать характер песен

 

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование музыки:

-на утренней гимнасти-ке;

- на музыкальных заня-тиях;

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях

-Занятия

-Праздники, развлечения

-Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятель-ность

- Беседы с детьми о музыке;

- Рассматривание портретов композиторов

-Создание условий для самостоятельной музы-кальной деятельности в группе: подбор музыка-льных инструментов

-Игры в «праздники», «концерт», «оркестр»

 

-Консультации для родителей

-Совместные праздники, разв-лечения

Театрализованная деятельность

 

 

 

 

 

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ     Раздел «ПЕНИЕ»

 

 

Задачи

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Младший дошкольный возраст

-формирование у детей певческих умений и на-выков

-обучение детей испол-нению песен на занятиях и в быту;

-развитие музыкального слуха;

-развитие певческого голоса

 

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

-Использование пения:

- на музыкальных заня-тиях;

-в театрализованной деятельности

- на праздниках и развлечениях

 

-Занятия

-Праздники, развлечения

-Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятель-ность

- Подпевание и пение знакомых песен

-Создание условий для самостоятельной музы-кальной деятельности в группе: подбор музыкаль-ных инструментов.

-Игры в «музыкальные занятия».

-Музыкально-дидактические игры

-Совместные праздники, развлечения

-Театрализованная деятельность

-Оказание помощи родтелям по созданию предметно-му-зыкальной среды в семье.

-Совместное подпевание и пение знакомых песен

 

Старший дошкольный возраст

-формирование у детей певческих умений и навыков

-развитие музыкального слуха

-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапа-зона

 

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

-Использование пения:

- на музыкальных заня-тиях;

- в сюжетно-ролевых играх

-в театрализованной деятельности

- на праздниках и развлечениях

-Занятия

-Праздники, развлечения

-Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теп-лую погоду

-Создание условий для самостоятельной музыкаль-ной деятельности в группе.

-Игры в «кукольный театр», «спектакль» с игрушками, куклами.

-Музыкально-дидактичес-кие игры

-Совместные праздники, развлечения

-Театрализованная деятель-ность

-Посещения детских музыка-льных театров,

-Совместное пение знакомых песен

 

                               

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ  Раздел «Музыкально-ритмические движения»

 

Задачи

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Младший дошкольный возраст

-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического

-обучение детей согласо-ванию движений с харак-тером музыкального про-изведения,

-обучение детей музы-кально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения

-развитие творческих способностей

 

 

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

-Использование музы-кально-ритмических движений:

-на утренней гимнас-тике;

- на музыкальных заня-тиях;

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях

-Занятия

-Праздники, развлечения

-Театрализованная деятель-ность

-Музыкальные игры, хоро-воды с пением

 

 

-Создание условий для самостоятельной музы-кальной деятельности в группе:

-подбор музыкальных инст-рументов, музыкальных игрушек

- Импровизация танцеваль-ных движений в образах животных

-Совместные праздники, разв-лечения

Театрализованная деятельность

-Посещения детских музыкаль-ных театров

-Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей

 

Старший дошкольный возраст

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

-Занятия

-Праздники, развлечения

-Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятель-ность

-Музыкальные игры,

-Инсценирование песен

 

-Создание условий для самостоятельной музыкаль-ной деятельности в группе:

-подбор музыкальных инст-рументов.

-Инсценирование содержа-ния песен, хороводов.

 

-Совместные праздники, разв-лечения

-Театрализованная деятель-ность

-Открытые музыкальные заня-тия для родителей

-Оказание помощи родителям по созданию предметно-музы-кальной среды в семье

                             

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ  Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

 

Задачи

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Младший дошкольный возраст

- совершенствование эс-тетического восприятия и чувства ребенка

- развитие творческих спо-собностей

- знакомство с детскими музыкальными инстру-ментами

- развитие координации

 

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на музыкальных заня-тиях;

- на других занятиях

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях

-Занятия

-Праздники, развлечения

-Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Игры с элементами  аккомпанемента

- Празднование дней рождения

 

-Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов.

-Игра на шумовых музыкальных инструментах,

-Музыкально-дидактические игры

-Игры-драматизации

-Совместные праздники, развлечения

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представ-ления, шумовой оркестр)

-Посещения детских музыкальных театров

-Совместный ансамбль, оркестр

Старший дошкольный возраст

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

-Занятия

-Праздники, развлечения

-Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

 

-Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе

-Музыкально-дидактические игры

-Игры-драматизации

 

-Совместные праздники, развлечения

Театрализованная деятельность

-Посещения детских музыкальных театров

-Совместный ансамбль, оркестр


 

Формы  работы  с детьми  по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»

 

4.Развитие  музыка-льно-художествен-ной деятельности;

 приобщение к му-зыкальному искусст-ву

 

*Слушание

* Пение

* Песенное    творчество

* Музыкально-ритмические  движения

* Развитие танцевально-игрового творчества

* Игра на детских музыкальных инструментах

 

 

вторая младшая, средняя группы

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

Игры, хороводы

- Рассматривание портретов композиторов (ср. гр.)

- Празднование дней рождения

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- в продуктивных  видах деятельности

- во время  прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

Создание условий для самос-тоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инстру-ментов (озвученных и неоз-вученных), музыкальных иг-рушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО.

Экспериментирование со звуками, используя музыка-льные игрушки и шумовые инструменты

Игры в «праздники», «концерт»

Стимулирование самостоя-тельного выполнения тан-цевальных движений под плясовые мелодии

Импровизация танцевальных движений в образах животных,

Концерты-импровизации Игра на шумовых музы-кальных инструментах; экспериментирование со звуками,

Музыкально-дид. игры

 

средняя,

старшая группы

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

- Беседы с детьми о музыке;

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

- Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

- Рассматривание портретов композиторов

- Празднование дней рождения

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- во время  прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

Инсценирование песен

-Формирование танцевального творчества,

-Импровизация образов сказочных животных и птиц

- Празднование дней рождения

 

Создание условий для самос-тоятельной музыкальной деятельности в группе: под-бор музыкальных инстру-ментов (озвученных и неоз-вученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костю-мов для театрализованной деятельности. ТСО

Придумывание простейших танцевальных движений

Инсценирование содержания песен, хороводов

Составление композиций танца Музыкально-дидак-тические игры

Игры-драматизации

Детский ансамбль, оркестр

Игра в «концерт», «музыка-льные занятия» 

 

 

 

IV.  Часть Программы формируемая участниками образовательного процесса

Вариативная часть образовательной Программы служит дополнением к основной части образовательной Программы и обеспечивает видовое своеобразие ДОУ, а также углубленную работу по приоритетным направлениям физкультурно-оздоровительного, художественно-творческого развития детей дошкольного возраста и коррекционной помощи воспитанникам.

 

1.4.          Реализация программы «Музыкальная ритмика»

Игра  и  движение  обусловлены  природой,  поэтому  являются  любимыми  видами  деятельности  детей.  Ребенок  познает  себя  и  окружающую  его  действительность  преимущественно  через  игру  и  движение.  Необходимость  игровой  и  двигательной  активности  ребенка  выступает  важным  социально-биологическим  фактором  его  развития. Музыкально-ритмические  движения  являются  синтетическим  видом  деятельности,  следовательно,  любая  программа,  основанная  на  движениях  под  музыку,  будет  развивать  и  музыкальный  слух,  и  двигательные  способности,  а  так  же  психические  процессы,  которые  лежат  в  их  основе.  Однако,  занимаясь  одним  и  тем  же  видом  деятельности  на  протяжении  двух  лет,  можно  преследовать  различные  цели,  например,  акцентировать  внимание  на  развитии  чувства  ритма  у  детей,  либо  двигательных  навыков,  артистичности  и  т.д.,  в  зависимости  от  того,  в  каких  условиях  и  зачем  ведется  данная  работа.

Общие  задачи на занятиях ритмики:

Увеличение  объема  двигательной    активности  оказывает  значительное  влияние  на  повышение  умственной  активности,  развитие  физических  качеств,  функциональное  состояние  сердечно-сосудистой  и  нервной  системы.  Движение  в  ритме  и  темпе,  заданном  музыкой,  способствует  ритмизации  работы  всех  внутренних  органов  и  систем,  что  при  регулярных  занятиях  ведет  к  общему  оздоровлению  организма.              

Главная  задача  педагога – создать  эмоциональный  настрой  у  детей  во  время  занятий,   привить  умение  через  танец  выражать  разные  состояния,  мысли,  чувства  человека,  его  взаимоотношение  с  окружающим  миром.

Приоритетные  задачи на занятиях ритмики в средней группе:

         Развитие  способности  к  выразительному  исполнению  движений;  умение  импровизировать  под  незнакомую  музыку;  формирование  адекватной  оценки  и  самооценки.

Основное  содержание:

1.      Развивать  музыкальность:

·         воспитать  интерес  и  любовь  к  музыке,  потребность  слушать,  двигаться  под  музыку;

·         обобщать  слушательский  опыт  методом  знакомства  с  разнообразными  по  стилю  и  жанру  музыкальными  сочинениями,  произведениями;

·         передача  в  движении  характера  музыки  и  настроения;

·         выработка  у  детей  умения  самостоятельно  переходить  от  медленного  темпа  к  быстрому,  менять  движения  в  соответствии  2-х  и  3-хчастной  формы  музыки;

·         развивать  способности  ребенка  различать  жанр  произведения:  плясовой  музыкальный  наигрыш,  хоровод,  кадриль.

2.      Развивать  двигательные  качества  и  умения,  основные  навыки  и элементы движения:

·         ходьба -  бодрая,  спокойная,  на  полупальцах,  на  носках,  на  пятках;  пружинящим,  топающим  шагом,  «с  каблучка»,  с  высоким  подниманием  колен,  «гусиным»  шагом,  хороводным  шагом;

·         бег – легкий,  ритмичный,  предающий  различный  образ;

·         прыжковые  движения – на  одной,  на  двух  ногах  на  месте  с  различными  вариациями,  с  продвижением  вперед;  галоп  прямой,  боковой  поскок  легкий  и  поскок  в  парах;

·         плясовые  движения -   элементы  народных  плясок,  сюжетного  танца (доступные  по  координации);  полуприсяд  с  выносом  ноги  на  пятку;  поочередное  выбрасывание  ноги  в  прыжке

3.      Развивать  умение  ориентироваться  в  пространстве:

·         выработка  навыка  самостоятельного  нахождения  свободного  места  в  зале;

·         перестраиваться  в  круг  и   врассыпную;

·         становиться  в  пары  друг  за  другом;

·         перестраиваться  в  шеренги,  колонны.

4.      Развивать  творческие  способности:

·         формировать  умения,  навыки  в  исполнении    знакомых  движений  в  игровых  ситуациях;

·         развивать  умение  импровизировать  в  театрально-игровой  ситуации;

·         развивать  фантазию,  воображение.

5.      Развивать  и  тренировать  психические  процессы:

·         учить  детей  изменять  движения  в  соответствии  с  различным  темпом,  ритмом  и  формой  музыки;

·         развивать  у  детей  внимание,  память,  мышление;

·         тренировать  умения  воспитанников    выражать  различные  эмоции  в  мимике  и  пантомимике.

6.      Развивать  нравственно-коммуникативные  качества  личности:

·         воспитать  умение  сочувствовать,  сопереживать  другим  людям,  животным,  сказочным  персонажам;

·         развивать  чувство  такта,  умение  вести  себя  во  время  занятий;

·         воспитать  культурные  привычки.

 

Приоритетные  задачи по ритмике в старшей группе:

1.  Укрепление  психического  и  физического  здоровья  средствами  ритмики (формирование  правильной  осанки,  походки).

2.     Развитие  детских  способностей  к  выразительному,  одухотворенному  исполнению  движений.

3.     Формирование  адекватной  оценки  и  самооценки.

 

Основное  содержание:

1.     Развитие  музыкальности – воспитание  интереса  и  любви  к  звучащей  музыке,  уметь  различать  знакомые  мелодии  и  помнить  их  авторов.

2.     Развитие  двигательных  качеств  детей:

основные  движения:

-      ходьба (бодрая,  спокойная,  на  полупальцах,  пружинящим  шагом,  с  каблучка,  с  ускорением  и  замедлением);

-      бег (легкий,  ритмичный,  высокий,  с  закидыванием  голени   назад).

прыжковые  движения:

-      галоп  боковой;

-      поскок;

-      шаг  польки.

плясовые  движения:

-      элементы  народных  плясок,  доступные  по  координации;

-      танцевальные  упражнения,  включающие  ассиметрию (из  современных  ритмических  танцев);

-      разнонаправленные  движения  для  рук  и  ног.

танцевальные  шаги:

-      шаг  польки;

-      переменный  шаг;

-      шаг  с  притопом;

-      приставной  шаг  с  приседанием.

3.    Формирование  умения  ориентироваться  в  пространстве:

-    учить  находить  свободное  место  в  зале,  перестраиваться  в  круг,  врассыпную  и  обратно;

-      становиться  в  несколько  кругов;

-      выполнять  перестроения: «змейка»,  «воротики»,  «спираль»  и  др.

4.    Развитие  творческих  способностей:

-      формирование  умения  сочинять  несложные  плясовые  движения;

-      развитие  воображения,  фантазии.

5.    Тренировка  психических  процессов:

-     формирование  подвижности (лабильности)  нервных  процессов:  умения  изменять  движения  в  соответствии  с  различным  темпом,  ритмом,  формой  музыки.

6.    Выработка  нравственно-коммуникативных  качеств:

-    вырабатывание  потребности  ребенка  поделиться  своими  знаниями  и  умениями  с  товарищами (научить  тем  элементам,  движениям,  упражнениям,  которые  ими  уже  освоены);

-    формирование  навыков  культуры  поведения (слушать  и  не  перебивать  собеседника,  быть  вежливым,  внимательным);

-     воспитание  у  детей  чувства  сострадания  к  людям,  животным.

 

Пути  реализации  целей  и  задач

         Основная форма  организации  детей – обучающее занятие.  На  занятиях  дети  разучивают  танцы, хороводы, музыкальные игры.  Один  раз  в  месяц  проводятся  развлечения, праздники, тематические занятия.

         На  занятиях  практическая  и  теоретическая  части  неразрывно  связаны  друг  с  другом (игры,  песни,  хороводы и  беседы).

         Освоение  материала  опирается  на  две  основные  формы  обучения:

·         Пассивное  наблюдение – освоение  танцевально-игрового  материала;

·         Действенное  включение  в  творческий  процесс – овладение  мастерством.

На  занятии  используется  принцип  «самопоказа»  преподавателя – «делай,  как  я».  Здесь  же  помогает  видеоматериал. 

Основными  принципами  в  освоении  программы  являются:

 - «посмотри  и  повтори»

 - «от  простого  к  сложному» -  от  общих  форм  к  дифференцированным  и  даже  индивидуализированным.

         Занятие  делится  на  части.  Продолжительность  каждой  части  занятия  и  распределение  обучающего  материала  должно  изменяться  в  зависимости  от  степени  подготовленности  и  способностей  детей.  Каждая  часть  занятия  решает  свою  задачу  и  имеет  определенную  цель.

1. Вводная  часть.

         Помогает  лучше  организовать  детей  и  подготовить  их  к  основной  танцевальной  части.  В  краткой  беседе  педагог  должен  познакомить  детей  с  содержанием  и  основными  задачами  предстоящего  занятия.  На  первых  занятиях  он  знакомит  детей  с  организационными  моментами:  распорядок  занятия,  требования  к  одежде,  внешнему  виду  и  т.д.).  Каждое  занятие  начинается  с  организационного  входа  детей  в  танцевальный  зал.

Разминка.

         Имеет  две  разновидности:  проводится  на  каждом  занятии  в  виде  ходьбы  с  определенными  заданиями:  легкий  бег,  поскок,  ходьба  на  носках,  боковой  галоп и  т.п.,  или  разминка  проводится  в  стиле  аэробики,  что  создает  благоприятный  эмоциональный  фон  и  повышает  интерес  к  упражнениям.

2. Основная  часть.

         Включает  разучивание  танцев, хороводов  и  игр.  При  необходимости  исполняются  тренировочные  упражнения – здесь  происходит  отработка  сложных  элементов  под  счет  в  медленном  темпе.

3. Заключительная  часть.

         Задача  педагога – нормализовать  дыхание  и  работу  сердца  детей.  Подводится  итог  занятия.

Результаты  работы  с  детьми:

1.        Установка  на  радостное  мироощущение  и  оптимизм.

2.        Сформированные  музыкальность,  эмоциональность,  творческие  способности,  ритмичность, пластичность.

3.      Развиты двигательные качества детей: ходьба (бодрая, спокойная, на полупальцах, пружинящим шагом, с каблучка, с ускорением и замедлением), прыжковые движения (галоп боковой, поскок, шаг польки), плясовые движения (элементы народных плясок, танцевальные упражнения, разнонаправленные движения рук и ног).

4.      Сформированы умения ориентации в пространстве.

5.      Сформированы умения сочинять несложные плясовые движения.

6.      Развиты  коммуникативность,  эмпатия.

7.      Улучшение  памяти  и  внимания.

Программа «Музыкальная ритмика» предполагает проведение педагогической диагностики развития ребенка, необходимое для:

  • выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
  • проектирования индивидуальной работы;
  • оценки эффективного педагогического воздействия.

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Методическая литература, используемая в работе с детьми:

1.      А. Буренина «Ритмическая мозаика» С-П. 2000 г.

2.      С. Бекина «Праздники и развлечения в детском саду» М. 1962 г.

3.      С.Бекина, Т. Ломова «Музыка и движения для старшей группы» М. 1983 г.

4.      С.Бекина, Т. Ломова «Музыка и движения для старшей группы» М. 1984 г.

5.      Г. Федорова «Играем, танцуем, поем» С-П. 2002 г.

6.      Г. Раевская «Музыкально-двигательные упражнения» М. 1991 г.

7.      С. Захарова «Праздники в детском саду» М. 2001 г.

8.      Г. Федорова «Пой, пляши, гуляй от души» С-П. 2001 г.

9.      Г. Федорова «Снежная фантазия» С-П. 2004 г.

10.   Е. Калва «Музыкальные игры и пляски» Л. 1963 г.

 

 

Советы музыкального руководителя

Музыкальное воспитание в семье

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
· Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
· Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
· Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
· Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.
Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

 

 Как слушать музыку с ребенком 

Как долго?
Внимание ребенка 3—4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами — в течение 5—7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.

Как?
Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

Когда?
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего — после завтрака или дневного сна.

Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка — самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала: он СЛЫШИТ, СЛУШАЕТ и ХОЧЕТ СЛУШАТЬ!

Музыкальные произведения для слушания дома

- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей (оркестр, дир. Е. Светланов).
- Ж. Рамо. Курица (клавесин, исп. Г. Пишнер).
- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик» (оркестр, дир. Г. Рождественский).
- Д. Шостакович. Вальс-шутка (флейта и фортепиано). Интермеццо, Мурзилка (фортепиано, исп. В. Постникова)
- Г. Свиридов. Музыкальный момент. Весна (из Муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель») (фортепиано, исп. А. Бунин, оркестр, дир. В. Федосеев).


 


1
2
3
4