МБДОУ № 37 «Золотая рыбка»
 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №37 "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"

Страничка логопеда

Логопедическую помощь Вашему ребенку оказывает:

учитель-логопед 

Маганова Нина Васильевна

 

Содержание коррекционной работы МБДОУ г.Керчи  РК  «Детский сад комбинированного вида №37 «Золотая рыбка»

В условиях МБДОУ г.Керчи  РК  «Детский сад комбинированного вида №37 «Золотая рыбка» функционируют логопедические группы. В соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения детей в коррекционной работе компенсирующих групп лежат принципы дошкольной коррекционной педагогики:

ü  Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

ü  Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

ü  Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

ü  Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

ü  Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи.

    Коррекционно-развивающая работа ведётся учителем-логопедом, педагогами, где основными задачами являются:

1.      Понимание речи и лексико-грамматических средств языка;

2.      Развитие произносительной стороны речи;

3.      развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

4.      Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи детей;

5.      Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;

6.      Укрепление здоровья детей, предупреждение утомляемости, развитие волевых качеств;

7.      Обогащение содержания игровой деятельности детей через речевое общение;

8.      Расширение представлений детей о родной стране, родном крае, государственных праздниках, о предметах и явлениях окружающей действительности;

9.       Формирование эстетическое восприятия;

10.   Развитие художественно-творческих способностей;

11.   Всестороннее развитие личности ребёнка;

12.   Обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников  в школе

 

 

Модель коррекционно-развивающей работы МБДОУ г.Керчи  РК  «Детский сад комбинированного вида №37 «Золотая рыбка» представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие условно-возрастную норму  интеллектуального и психического развития ребенка.

В ДОУ функционируют две компенсирующие группы для детей с нарушениями речи  (основной диагноз – ОНР)

Участники коррекционно-образовательного процесса:

Ø Учитель-логопед

Ø Узкие специалисты (музыкальный руководитель, практический психолог)

Ø Воспитатели

Ø Родители

Цель коррекционно-развивающей работы:       

Основной целью коррекционной работы  является оказание своевременной коррекционной помощи детям с различными  нарушениями в развитии устной речи. Коррекция речевого развития детей для реализации потенциала в обучении и воспитании, успешной социально-личностной адаптации ребёнка в школе и самореализации его в обществе.

Задачи:

Ø  взаимодействовать  со специалистами ДОУ в процессе  коррекционно-педагогического  сопровождения детей с тяжёлыми  нарушениями  речи;

Ø  осуществлять психическое и физическое развития детей;

Ø  развивать  интеллектуальные  и личностные качества;

Ø  формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные  трудности в процессе школьного обучения;

Ø  коррекция дефектов звуковой стороны речи;

Ø  своевременное предупреждение нарушений письменной речи;

Ø  направление нуждающихся в комплексном обследовании детей на территориальную  психолого-медико-педагогическую комиссию;

Ø  сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

 

 

Комплектование групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи осуществляется по следующему алгоритму:

- первичное обследование  детей групп общеразвивающей направленности (3-6 лет) на предмет выявления отклонений в психоречевом развитии на основании заявлений родителей (законных представителей);

- комплектование групп компенсирующей направленности в соответствии с рекомендациями городской ПМПК и согласия родителей.

Дети, которые не являются воспитанниками групп общеразвивающей направленности МБДОУ г.Керчи  РК  "Детский сад комбинированного вида №37 "Золотая рыбка", но имеют путевку органа управления образованием и рекомендацию ТКМПК по профилю компенсирующей группы, зачисляются в данную группу.

Для определения траектории индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения детей групп компенсирующей направленности, проводится дополнительное обследование специалистами МБДОУ г.Керчи  РК  «Детский сад комбинированного вида №37 «Золотая рыбка»и разрабатываются речевые карты и индивидуальные перспективные планы развития, которые корректируются в течение учебного года в процессе мониторинга динамики развития детей и успешности освоения основной общеобразовательной программы. Мониторинг проводится дважды в год (1,2 неделя сентября и 3,4 неделя мая), при необходимости проводится срез в январе для уточнения динамики развития и внесении изменений в коррекционную работу. Результаты его фиксируется в диагностических картах обследования детей и планах индивидуального сопровождения ребенка по результатам обследования.

Воспитанники групп компенсирующей направленности находятся в отдельных групповых помещениях, развивающая среда которых соответствует специфике коррекционной работы. Кроме игр и пособий, соответствующих требованиям базовой Программы, пространство групповой комнаты содержит пособия по сенсомоторному развитию, игры и пособия для коррекции психоречевых функций.

С воспитанниками компенсирующих групп работают учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели. В группах компенсирующей направленности органично сочетаются организованные и индивидуальные формы коррекционно-развивающей работы, самостоятельная деятельность различной направленности, организация режимных моментов и осуществление взаимодействия с семьями воспитанников.

Основную часть непосредственно образовательной деятельности проводят учителя-логопеды, часть – воспитатели групп и другие специалисты. В случае необходимости в данную работу включается психолог.

Кроме планов индивидуального сопровождения (речевых карт) каждого воспитанника  групп компенсирующей направленности, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, разрабатывают перспективно-календарные планы на месяц. Воспитатели разрабатывают перспективные и календарные планы на месяц, в которых интегрируются различные виды детской деятельности и формы организации воспитательно-образовательного процесса.       Перспективно-календарные планы в группах компенсирующей направленности базируется на блочно-тематическом планировании.

Домашние задания детям групп компенсирующей направленности не задаются, но педагоги предлагают игры-задания по закреплению звуков и развивающие игры и упражнения для совместных с родителями занятий дома, которые являются существенным дополнением к коррекционно-развивающей работе в условиях семьи.

Взаимодействие с семьями воспитанников групп компенсирующей направленности по реализации ООП осуществляется в следующих формах:

- индивидуальное консультирование по проблемам, касающимся конкретного ребенка;

- групповые формы работы (родительские собрания, групповые консультации, педагогические гостиные и др) в рамках педагогической просветительской деятельности ДОУ;

- совместная деятельность всех участников образовательного процесса (праздники, интегрированные занятия и др).

Направления работы учителя-логопеда

1.      Осуществление необходимой коррекции нарушений у детей дошкольного возраста (ОНР, ФФН).

2.      Предупреждение нарушений устной и письменной речи воспитанников ДОУ;

3.      Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

4.      Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников, опекунов;

5.      Воспитание у детей стремления преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

Содержание  работы логопеда:

Ø формирование полноценных произносительных навыков;

Ø развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

Ø развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

Ø обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

Ø воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем в сложное предложение; употреблять конструкции предложений в самостоятельной речи;

Ø развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

Ø формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Технология организации логопедического обследования

Ориентировочный этап

Задачи:

Ø сбор анамнестических данных;

Ø выяснение запроса родителей;

Ø выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

  Виды деятельности:

Ø изучение медицинской и педагогической документации;

Ø изучение работ ребенка;

Ø беседа с родителями.

Диагностический этап

Диагностический этап представляет собой процедуру обследования ребенка.

Методы логопедического обследования:

Ø беседа с ребенком;

Ø наблюдение за ребенком;

Ø игра

 

 

 

 

 

Обследование речи дошкольника учителем-логопедом

 

Фами-лия имя ребенка

Строение и функции артикуля-ционного аппарата

Звукопроизношение

Слоговая структура слова

Словарный запас

Грамматический строй речи

Фонематическое восприятие

Связная речь

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический этап

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты.

Разделы речевой карты:

Ø паспортная часть;

Ø анамнестические данные;

Ø данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

Ø раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова.

Ø специальное место для записи логопедического заключения.

Прогностический этап

Задачи:

Ø Определение прогноза дальнейшего развития ребенка.

Ø Выяснение основных направлений коррекционной работы.

Ø Индивидуальное образовательно-коррекционное сопровождение воспитанника.

Документация учителя-логопеда

1.      Речевая карта на каждого ребенка.

2.      Перспективные планы

3.      Календарные планы.

4.      Статистико-аналитический отчет о проделанной работе за год.

5.      Циклограмма рабочего времени.

6.      Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя.

7.      Тетрадь для индивидуальной работы.

Основные направления коррекционно-развивающей работы воспитателя

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Коррекционно-логопедические задачи, стоящие перед воспитателем группы для детей с нарушением речи:

Ø Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Ø Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Ø Целенаправленная активизация отработанной лексики.

Ø Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Ø Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Ø Формирование связной речи.

Ø Закрепление навыков чтения и письма.

 

Основные средства и способы организации коррекционно-логопедической работы воспитателя

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

3. Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание данных занятий определено программой коррекционно-логопедической работы:

а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Фронтальные занятия по образовательной программе ДОУ (НОД) (в соответствии с календарным планом логопедической работы).

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и специальные коррекционно-логопедические задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

Коррекционно-логопедическая работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и разных видах деятельности детей.

 

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-образовательном процессе

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния на коррекционно-логопедический процесс.

Медицинский персонал ДОУ: участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Воспитатель: работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений. Таким образом, данный специалист решает базовые задачи сохранения и укрепления общего физического здоровья дошкольников, обеспечивает формирование кинетической и кинестетической основы движения, создает необходимые условия для нормализации мышечного тонуса ребенка.

Музыкальный руководитель: развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие  способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т.д.

Педагог- психолог: осуществляет коррекционно – развивающую работу с детьми по развитию высших психических функций, а также психологическое сопровождение детей, имеющим отклонения в поведении; проводит коррекцию агрессивности, профилактическую работу по развитию эмоций.

 

Контроль за качеством коррекционной работы осуществляет городская психолого-медико-педагогическая консультация.

 

 

 

 

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР

Логопедические  занятия  являются  основной  формой  коррекционного  обучения,  на  которых  систематически  осуществляется  развитие  всех  компонентов  речи  и  подготовка  к  школе. 

Виды логопедических занятий: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Фронтальные  занятия  логопед  проводит   три  раза  в  неделю в  утренние  часы,   индивидуальная  и  подгрупповая  логопедическая   работа  планируется  ежедневно  с  8.00-  12.00. В период летней оздоровительной компании логопед  проводит  индивидуальную  и  подгрупповую  работу.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи  подразделяются на следующие типы:

Занятия  по  формированию  лексико–грамматических  средств  языка. Основными  задачами  этих  занятий  являются  развитие  понимания  речи;   уточнение  и   расширение  словарного  запаса;  формирование  обобщающих  понятий;  формирование  практических  навыков  словообразования  и  словоизменения;  умение  употреблять  простые  распространенные  предложения  и некоторые  виды  сложных  синтаксических  структур.

Занятия  по  формированию  звуковой  стороны  речи. Основными  задачами  этих  занятий  являются:  формирование  правильного  произношения  звуков;  развитие  фонематического  слуха  и  восприятия,  навыков  произнесения  слов  различной  звукослоговой  структуры;  контроль  за  внятностью  и  выразительностью  речи;  подготовка  к  усвоению  элементарных  навыков  звукового  анализа  и  синтеза. совершенствование звуковой стороны речи;

Занятия  по  развитию  связной  речи. Основной  задачей  этих  занятий  является  обучение  детей  самостоятельному  высказыванию. Совершенствование диалогической и монологической речи.

Занятия  по  подготовке к обучению грамоте. Основными  задачами  этих  занятий  являются: формирование лексико-грамматических средств языка; совершенствование диалогической и монологической речи; совершенствование звуковой стороны речи; овладение элементами грамоты.

Дети с ОНР не могут полноценно овладеть обучающим материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и общеразвивающих занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

В  каждом  периоде  обучения  выделяются  лексические  темы,  связанные  с  ближайшим  окружением  детей,  имеющие  большую  практическую  значимость  и  важные  для  организации   общения.  Намечается  объем  работы  по  совершенствованию  словарного  запаса,  воспитанию  навыка  словообразования,  усвоению  грамматических  категорий самостоятельной  речи.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

-понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
-правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

-пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

-владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
-владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, -прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочих частей речи;

-грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

 -владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
      В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Совместная коррекционная работа учителя – логопеда и воспитателей

Задачи учителя - логопеда

Задачи воспитателей

Коррекционная работа

 Создание условий для речевой активности и подражательности, преодоление речевого негативизма

Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

Мониторинг развития детей

 

 

Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики детей

Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

Расширение кругозора детей через экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, предметно-практическую деятельность просмотр мультфильмов, спектакли, чтение худ. литературы

Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

Расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине, цвете предметов (сенсорное воспитание)

Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

Развитие фонематического восприятия детей

Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию

Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях:

использование их на занятиях, в практической деятельности, в играх, в повседневной жизни

Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

Развитие памяти детей путём заучивания речевого материала разного вида

Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений.

Развитие умений объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направления

 

Организация жизни и деятельности детей

Распределение детей на подгруппы для занятий

Чёткое соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, достаточного пребывания детей на свежем воздухе, выполнение оздоровительных мероприятий

Составление рационального расписания занятий

Составление сетки занятий в соответствии с возрастом детей

Использование фронтальных, подгрупповых, индивидуальных форм работы для осуществления поставленных задач

Организация педагогической среды для формирования речи детей в коммуникативной её функции

Создание необходимых условий

Оснащение и оборудование логопедического кабинета в соответствии с требованиями к нему

Оснащение групп наглядным, дидактическим, игровым материалом в соответствии с программой воспитания и коррекционного обучения детей

Повышение квалификации через самообразование, методическую работу, курсовую подготовку

Привлечение родителей к коррекционной работе, проведение с ними консультаций, показа открытых мероприятий, занятий, практических приёмов и упражнений для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков, полученных в детском саду

Направление детей на медицинские консультации (по необходимости)

 

Реализация коррекционной направленности обучения и воспитания дошкольников на базе типовой программы

     

 

Работа учителя-логопеда с родителями

1.      Групповые родительские собрания

2.      Подгрупповые и индивидуальные беседы-консультации

3.      Открытые логопедические занятия для родителей

4.      Уголок для родителей: советы, рекомендации, консультации.

        Учитель-логопед  постоянно  работает с родителями  детей.  Активное  вовлечение  в  коррекционно-развивающую  работу  родителей  играет  большую  роль  в  заинтересованности  их  в  правильном  речевом  развитии  ребенка.  Задача  логопеда  состоит  в  том,  чтобы  помочь  родителям  осознать  свою  роль  в  процессе  развития  ребенка,  выбрать  правильное  направление  домашнего  обучения,  вооружить  определенными  знаниями  и  умениями,  и  некоторыми  приемами  преодоления  речевого  нарушения,  наполнить  конкретным  содержанием  задания  для  домашней  работы  с  детьми  по  усвоению  и  закреплению  полученных  знаний.

В  течение  года  логопедом  проводятся родительские собрания, подгрупповые  и  индивидуальные  консультации. На  первом  родительском  собрании  логопед  информирует   родителей  о  развитии  речи  детей  в  онтогенезе,  об  особенностях  формирования  речи,  структуре  и  содержании  коррекционно-речевой  и  оздоровительной  работы.  Задача  логопеда – помочь  родителям  осознать  свою  роль  в  процессе  развития  ребенка,  помочь  выбрать  правильное  направление  домашнего  обучения,  вооружить  их  определенными  знаниями  и  умениями,  методами  и  приемами  речевого  нарушения. Второе  родительское  собрание  проводится  в  январе.  На  нем  подводятся  итоги  за  первое  полугодие,  раскрываются  основные  пути  дальнейшего  коррекционного  обучения.  Дается  характеристика  речевого  и  общего  развития  каждого  ребенка,  рассказывается  об  успехах  детей  и  тех  трудностях,  которые  возникали  в  процессе  коррекционных  занятий  и на  которые  следует  обратить  особое  внимание. Заключительное  родительское  собрание  проводится  в  мае.  На  нем  подводятся  итоги  обучения за  год,  даются  рекомендации  по  закреплению  пройденного  материала.

На  индивидуальные  беседы – консультации  логопед  приглашает  тех  родителей, у  детей  которых  в  процессе  работы  возникли  затруднения.  Логопед  знакомит  родителей  с  основными  приемами  постановки  звуков,  рассказывает  и  показывает  какие  упражнения  надо  делать  дома, объясняет, как  выполнять  задания,  записанные  в  тетради  ребенка.

В  течение  года  родители  имеют  право  посещать  фронтальные  логопедические  занятия.  Логопед  знакомит  родителей  с  основными  приемами  обучения;  подбором  наглядного,  иллюстративного  и  речевого  материала;  а  также  с  требованиями,  предъявляемыми  к  речи  детей  в  процессе  занятия.

Для  родителей  в  приемной группы созданы  информационные  стенды,  где  даются  рекомендации  логопеда.

В  конце  учебного  года учитель – логопед, воспитатели группы и специалисты  анализируют  полученные  результаты  коррекционной  работы  за  год.  Делают  выводы  о  причинах  неудачи,  отмечают  наиболее  успешные  разделы  программы.  Результаты  мониторинга  освоения программы и развития интегративных качеств дошкольников заносят в таблицы и аналитическую  справку. 

Вывод  детей  из  логопедической  группы  происходит  на  городской ПМПК,  которая  дает  оценку речевого  развития  детей. 

 

 

 

Учитель-логопед:

·         Несет ответственность за организацию своевременного выявления детей с первичной речевой патологией и комплектование подгрупп.

·         Проводит обследование детей;

Проводит раннее выявление детей со сложной патологией (с общим недоразвитием речи, с аномалиями строения и подвижности артикуляционного аппарата: дизартрией, ринолалией) и рекомендует их для направления в логопедическую группу;

·         Проводит регулярные занятия с детьми по коррекции дефектов нарушений устной речи;

·         Осуществляет связь с дошкольными образовательными учреждениями, учителями-логопедами, врачами детской поликлиники и специалистами Одинцовского Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам;

·         Ведет разъяснительную работу среди воспитателей, родителей (законных представителей), выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической и коррекционной работы по преодолению дефектов речи;

·         Участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

·         Повышает свою профессиональную квалификацию.

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой организации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизнидеятельности детей.
Необходимое условие успешности  - это тесное взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).  

Качественная реализация задач развития детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов дошкольной организации.

Требования к единому речевому режиму в дошкольной организации и семье:
1. Культура речи окружения ребенка: речь окружающих должна быть правильной, доступной, нельзя торопить с ответом, постоянно одобрять, поощрять правильную речь.     
Благожелательное отношение к детям, страдающим нарушение речи. Создание благоприятной внешней среды, спокойный план, уважение, доверительное отношение.
2. Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники дошкольной организации   и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдения речевого дыхания и правильного произношения.
3.  Воспитатели групп должны вести систематическую работу по воспитанию звуковой культуры и развитию речи;
4. Родители должны -  уделять серьезное внимание речи ребенка стимулировать правильную речь ребенка, постоянно разговаривать с ним, просто рассказывать о событиях в жизни ребенка в саду, в семье;
-   систематически выполнять задания логопеда по закреплению поставленных звуков словаря по темам, грамматического строя, связной речи. 


 

 

 

 

Подготовительные логопедические игры для маленьких.


По большому счету, человек разговаривает «головой» - именно в коре головного мозга рождается замысел высказывания, подбираются нужные слова, отдается приказ мышцам артикуляционного аппарата произнести тот или иной звук. Но и мышцы эти должны быть готовы к правильному произнесению звуков. Раньше наши бабушки «играли» с младенцами во всякие непонятные «жужжалочки» и «трещотки», пальчиком по губам, чтобы получалось странное «брим-брим». А вообще-то это и были самые первые артикуляционные упражнения, развивающие силу и подвижность губ, щек, языка. Ребенок и не знал, что он сейчас занимается логопедическими упражнениями. Давайте сделаем так же – поиграем с малышом. Точнее, он будет «играть», а мы, взрослые, сначала узнаем, что и как делать правильно.

Итак, артикуляционные (логопедические) упражнения.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений, определенных положений и развитие силы мышц органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Правила проведения….

1. Мы, логопеды, говорим родителям «Заниматься гимнастикой нужно ежедневно». Точно. Только лучше, если ребенок будет думать, что он играет с мамой 2-3 раза в день, между делом: почистили зубки утром и поиграли заодно перед зеркалом с губами и язычком. Или же это может быть «очень серьезным делом» - «Мы делаем зарядку для языка. Ведь даже удавы делают зарядку для хвоста!». В общем, мама лучше знает, как ей преподнести своему ребенку эту идею &‐ тренировать органы артикуляции (рассказывать сказку про веселый язычок, который живет в домике за белым заборчиком из зубов, читать забавные стишки для каждого упражнения, или «взять на слабо» - «А ты так можешь?») и при этом весело проводить время.

2. Заниматься лучше всего сидя перед зеркалом – перед большим можно сидеть рядом с ребенком, а если взять в руки маленькие зеркала – то садитесь друг напротив друга, чтобы ребенок в зеркале видел себя, а поверх зеркала – маму, как получается у нее. Зачем нужно зеркало? Для того, чтобы зрительно контролировать движения языка в полости рта, ведь сделать это наощупь очень трудно даже взрослому. А некоторые упражнения, особенно простые, доступные ребенку 2-3х лет (на развитие силы мышц губ, челюстей, щек) можно выполнять даже на прогулке. Другие же упражнения (на развитие дыхания, с мыльными пузырями, с корабликами или же те, где ребенок может помочь своему языку руками) можно выполнять сидя в ванне.

3. За один раз не следует брать больше 3-4х упражнений, причем новым может быть только одно. То, что получается легко и просто выполняется меньше, более сложные упражнения выполнять тщательнее, добиваясь качественного выполнения.

4. Статические упражнения (там, где нужно удерживать одну позу) выполняются по 5-10 секунд, время удержания позы увеличивать постепенно. Динамические упражнения (с переключением органов артикуляции с одной позы на другую) выполняются под счет по 5-7 раз.

5. Сначала взрослый объясняет последовательность выполнения упражнения (например, «нужно улыбнуться, показать зубки, поставить их друг на друга…»), потом нужно показать упражнение на себе и предложить ребенку повторить.

6. Если ребенку нужно поставить какие-либо звуки и для этого требуется провести подготовительную работу – посмотрите «Комплексы упражнений» для нужных звуков – свистящих, шипящих и соноров. Если же вашему малышу 2-3 годика, и вы хотите подготовить органы артикуляции к произношению звуков заранее, чтобы избежать в дальнейшем встреч с логопедом – вам подойдут более простые упражнения на развитие губ, щек, дыхания.

 


1
2
3
4
5